Этика и этикет

Разница между этикой и этикетом

Главное отличие — этика против этикета

Этика и этикет являются двумя понятиями, которые управляют поведением людей. Тем не менее, есть четкая разница между этикой и этикетом. Этика относится к набору моральных принципов, связанных с различием между добром и злом. Этикет — это обычный кодекс, который указывает на правильный и вежливый способ поведения в обществе. главное отличие между этикой и этикетом является то, что этика связана с принципами или совестью, в то время как этикет связан с поведением.

Этика — значение и использование

Согласно оксфордскому словарю этика — это «моральные принципы, которые управляют поведением человека или деятельностью». Этика относится к принципам, ценностям, стандартам и правилам, которые регулируют поведение человека. Это может быть решающим фактором между правильным и неправильным. Этика может означать разные вещи для разных людей. По сути, мы определяем разницу между добром и злом на основе нашей совести, религии, законов страны и т. Д. Поэтому этика может основываться на различных факторах.

Давайте теперь посмотрим на практическое использование этого слова. Фраза рабочая этика очень распространена в современном деловом контексте. Человек с сильной трудовой этикой много работает; он внимательный, осторожный и честный.

Следующие примеры демонстрируют использование этого слова в предложении.

Я не могу помочь вам в этом; это вопрос этики.

Он был повышен до должности помощника менеджера из-за его сильной трудовой этики.

Этикет — значение и использование

Этикет указывает на способ вести себя вежливо и правильно в социальной обстановке. Это принятый кодекс поведения. Этикет — это руководящие принципы, определяющие, как человек должен вести себя в обществе. Этикет в основном относится к хорошим манерам или вежливому поведению. Сказать «извините» и «спасибо» соответственно, быть пунктуальным, вести себя за столом и т. Д. — это обычное общепринятое социальное поведение или этикет.

Однако некоторые формы этикета могут быть уникальными среди представителей определенной профессии. Они также могут варьироваться в зависимости от разных культур, национальностей и религий. То есть то, что считается вежливым в одной культуре, можно считать грубым в другом обществе. Например, похлебка супа считается невежливой, но в таких странах, как Япония и Китай, похлебка рассматривается как способ похвалить еду.

Следующие примеры показывают, как слово «этикет» используется в предложении.

Моя мама считала опоздание серьезным нарушением этикета.

Правила этикета медленно меняются.

Новый граф не был знаком с социальным этикетом.

Этика обратитесь к моральным принципам, которые управляют нашим поведением.

этикет это набор правил, указывающих на правильный и вежливый способ поведения.

Аннотация против Бетона

Этика связано с принципами.

этикет связано с поведением.

+ Изменить

Этика может означать разные вещи для разных людей.

этикет может отличаться в зависимости от культуры, этнической принадлежности, религии, страны и т. д.

Личное против Социального

Этика является личным; правильное и неправильное оцениваются индивидуально.

этикет является социальным; это не создано человеком.

Понятие этики и этикета

Этика и этикет очень близки между собой: и то, и другое выполняет регулирующую функцию, задавая нормы поведения в обществе. » — решает вопросы о том, как должен поступать человек» .

«Этикет— совокупность правил поведения, касающихся внешнего проявления отношения к людям (обхождение с окружающими, формы обращения и приветствий, поведение в общественных местах, манеры и одежда)» .
И этикетные правила, и этические нормы делятся на два разряда: 1) правила, которые регламентируют в первую очередь обращение субъекта с другими людьми (ср. слова заботливый, добрый, милосердный, жестокий, злой\ вежливый, грубый); 2) правила, которые регламентируют поведение субъекта в обществе, как таковое; оно не обязательно проявляется в обращении с другими людьми (ср. слова гордый, чванливый, хвастливый, непритязательный; солидный, жеманный, манерный).
Нарушение этикета, как и нарушение этики, может рассматриваться как серьезное прегрешение и караться обществом *.
Однако между этикой и этикетом, при всем их сходстве, существует ряд принципиальных различий.
Как видно из приведенных выше определений, этикет противопоставляется этике прежде всего тем, что предполагает акцент на внешнем, формальном выражении; ср. : «Этикет представляет собой систему формальных поведенческих актов, и поскольку форма в известной мере автономна по отношению к содержанию, правила этикета не эквивалентны нормам морали».
Еще одна важная особенность этикета состоит в том, что он, в отличие от этики, носит более частный характер. Можно выделить ряд функциональных разновидностей этикета, которые различаются по типу социума, в котором приняты соответствующие нормы (ср. придворный этикет, военный этикет, дипломатический этикет; деревенский этикет и городской этикет), а также сфере использования (ср. оппозицию светский этикет и деловой этикет).
Кроме того, существует множество разновидностей этикета, использование которых ограничено определенной ситуацией (ср. этикет приема гостей, этикет В качестве примера можно привести эпизод из романа Ф. К. Сологуба «Тяжелые сны», где рассказывается о том, как молодого учителя уволили из гимназии за то, что он первым подал руку приставу.
разговора по телефону и пр.). Наконец, этикет, по сравнению с этикой, имеет значительно более яркую национальную специфику.
Разные этикетные системы могут содержать противоположные правила, кроме того, они могут различаться по характеру участников ситуации, которые выделяются в качестве привилегированных.
Например, в европейском светском этикете (в его несколько устаревшем варианте) в состав привилегированной группы, наряду с некоторыми другими категориями лиц, входят женщины; мужчинам предписывается всячески демонстрировать им свое уважение и почтение, а также оказывать им разнообразные услуги: в частности — вставать, приветствуя их, и пр. Между тем, в деловом этикете отсутствует выделенность женщин, а в качестве приоритетной группы выступают клиенты и заказчики: именно их рекомендуется приветствовать стоя. (См. об этом в книге ). Аналогичным образом, женщины не входят в привилегированную категорию в этикете общения, принятом в мусульманских странах.
Далее, этикет отличается от этики своей ритуализованностью. Существенную роль в нем играют речевые и неречевые ритуалы, характеризующиеся
а) обязательностью выполнения, б) постоянством формы, в) условным, конвенциональным содержанием. С этим связаны такие свойства этикета, как стереотипность, автоматизированность (), а также семиотичность и конвенциональность.
Две последних особенности проявляются в том, что этикет предполагает использование системы условных знаков, как вербальных, так и невербальных. Ср. определение этикета, сформулированное в работе : «Этикет — сложная система знаков, указывающих в процессе общения (вербального и невербального) на отношение к другому человеку-собеседнику, оценку его и в то же время оценку самого себя, своего положения относительно собеседника».
К невербальным этикетным знакам относятся различные жестово-мимические знаки — рукопожатие (знак доверия и доброжелательности), поклон, обнажение головы (знаки смирения и почтения) и пр. К вербальным этикетным знакам относятся ФРЭ — формулы речевого этикета, которые были подробно изучены в работах В. Е. Гольдина и Н. И. Формановской ().
Знаковый характер этих формул проявляется в комплексе особенностей, отличающих их от обычных высказываний. К ним относятся: Непредикативность ФРЭ.
Данное свойство проявляется в неварьируемости модальности, времени и лица ФРЭ. Как отмечает Н. И. Формановская, ФРЭ, подобно перформативам, всегда обладают модальностью реальности, более того, как и в случае с перформативами, высказывания с ФРЭ реализуются «в прагматических координатах «я — ты — здесь — сейчас» . В. Е. Гольдин называет рассмотренное свойство 16*
«реальной локацией» и объясняет его субъективностью и актуальностью, присущей этикету. Фразеологичность ФРЭ (ср. этикетные выражения Милости просим, Добро пожаловать). Нерасчлененность и воспроизводимость ФРЭ, а также этикетных текстов, в состав которых они входят.
Как отмечает В. Е. Гольдин, этикетный диалог не является подлинным диалогом. В нем совершается ритуализованное произнесение одного заранее известного текста, лишь разделенного на части. Все это заставляет многих исследователей считать ФРЭ единой лексической единицей, подобно междометиям.
Еще одно принципиальное различие между этикой и этикетом связано с большей прагматичностью этикета — а именно, с тем, что для него, по сравнению с этикой, более существенны характеристики конкретной ситуации общения. К ним относятся: а) тип ситуации общения, который определяется, в частности, официальностью — неофициальностью ситуации, и, кроме того, степенью «весомости», серьезности действий, совершаемых субъектом; ср. об этом в ; б)тип участников коммуникации и отношений между ними.
Последний фактор является решающим для этикета. При этом для рассматриваемой сферы важны только социальные характеристики участников: «этикетная ситуация требует — выражения социально-типизированных отношений, — а именно — отношения равенства или неравенства, отношения своих или чужих» .
Таким образом, для этикета, в отличие от этики, чрезвычайно важны два понятия: во-первых, понятие статусной (или «вертикальной») дистанции и, во- вторых, понятие межличностной (или «горизонтальной») дистанции, разделяющей участников ситуации.

Соотношение статусов, а также размер межличностной дистанции определяют права участников этикетной ситуации, а также их взаимные ожидания.
Начнем с понятия статуса.
В. И. Карасик предлагает следующее определение статуса: «Термином социальный статус обозначается — соотносительное положение человека в социальной системе, включающее права и обязанности и вытекающие отсюда взаимные ожидания поведения» ().
Таким образом, устанавливается связь между понятием статуса и правами (а также обязанностями) участников коммуникации. Иной подход к статусу отражается в работах Л. П. Крысина. Последний, комментируя понятие социальной роли (которая близка к понятию статуса, хотя и не сводится к нему), выдвигает на первый план критерий зависимости: социальная роль Х-а выше, чем социальная роль Y-a, если первый зависит от второго ().
Согласно традиции, статус участника этикетной ситуации определяется его положением в трех основных типах иерархии: Возрастная иерархия, согласно которой старший имеет преимущество перед младшим. Социально-административная иерархия, согласно которой человек, занимающий более высокое положение в обществе (в частности, более высокий пост), имеет преимущество перед тем, кто занимает более низкое положение. Гендерная иерархия, согласно которой женщина имеет приоритет перед мужчиной. Этот приоритет основан на сложившемся в светских кругах общества в XIX веке отношении к женскому полу как к лучшему, привилегированному (ср. выражения лучшая половина человечества, прекрасный пол), и в то же время, более слабому, по сравнению с мужским полом (ср. выражение слабый пол). См. об этих типах иерархии в работе . Сейчас, особенно в Западной Европе и США, вследствие распространения феминизма и сексизма, гендерная иерархия постепенно утрачивает свою актуальность и частично трансформируется.
Иногда к этим трем типам иерархий добавляют также религиозную иерархию, которая по сравнению с ними носит более частный характер. Согласно этой иерархии, духовное лицо имеет преимущество перед светским (см. ).
При этом в европейском этикете ценность этих иерархий неодинакова.
Как отмечает Т. В. Цивьян, различие в поле является решающим, вследствие чего может снимать или ограничивать различие в возрасте и особенно — в общественном положении, которое существенно только при церемониях.
В книге Эмили Пост об этикете в английском обществе (), а также в «Современной энциклопедии этикета» это наблюдение дополняется указанием на то, что возрастная иерархия важнее, чем социально-административная. Исключение составляет ситуация, когда один из участников коммуникации является главой государства. В этом случае его положение является максимально привилегированным, при этом различия по возрасту и полу между ним и другими участниками ситуации уже не существенны.
Помимо этого, в «Современной энциклопедии этикета» отмечается, что в некоторых случаях (например, при представлении друг другу незнакомых лиц) религиозная иерархия может ставиться выше, чем гендерная.
Таким образом, для европейского этикета восстанавливается следующий порядок приоритетов, который, впрочем, не является жестким: глава государства, священнослужитель, женщина, человек пожилого возраста, человек, занимающий высокое положение в социально-административной иерархии. Указанный порядок отражается, в частности, в порядке представления друг другу участников общения.
На наш взгляд, понятие статуса в его традиционном значении не всегда достаточно для того, чтобы точно описать взаимное положение коммуникантов в ситуации общения и соотношение их значимости. И то, и другое зависит не только от постоянных факторов — а именно, положения коммуникантов в описанных иерархиях, но и от ситуативно обусловленных факторов — а именно, от соотношении их ролей в ситуации общения. При их несовпадении имеет место «ситуативное неравенство»; см. .
Поэтому нам кажется важным включить в понятие статуса еще и понятие р о — лив ситуации — ср. роли гостя и хозяина, просителя и адресата просьбы. См. в связи с этим интересное наблюдение, которое делает герой уже упоминавшегося романа Ф. К. Сологуба «Тяжелые сны»: — Прошу извинить меня, Сергей Иванович, — сказал наконец Логин. —Я к вам в качестве просителя. — Вижу! —Хотите знать, почему? — Если бы вы не с просьбой пришли, то положили бы ногу на ногу, а теперь вы их рядом держите — в данном случае говорящий объясняет отсутствие непринужденности и свободы в манерах субъекта его ролью просителя.
Таким образом, можно внести некоторые коррективы в понятие статуса. Мы будем понимать под ним положение субъекта на шкале значимости, определяемое его положением в социальной, возрастной и гендерной иерархии или же его р о л ь ю в ситуации общения. Статус субъекта определяет его права по отношению к другим людям, в том числе — к партнеру по общению.
Статус может иметь как относительное значение, предполагающее сравнение со статусом партнера, так и абсолютное значение. (Первое характерно для гендерного статуса, второе — для социального статуса).
Помимо соотношения статусов, еще одним фактором, имеющим первостепенную важность для сферы этикета, как уже говорилось, является характер межличностной дистанции, разделяющей участников ситуации.
В рамках проксемики — отрасли паралингвистики, изучающей положение собеседников в пространстве, выделяется четыре типа дистанции: интимная, персональная, социальная и публичная. Первоначально эти понятия были введены
Э. Холлом для обозначения расстояния между участниками общения, определяемого типом отношений между ними и коррелирующего с теми или иными пара- лингвистическими особенностями поведения — позой, громкостью голоса и пр. При этом отмечалось, что социальная дистанция актуализирует статусные характеристики человека; ср. .
Однако наряду с этим непосредственно-дистанционным пониманием сложилось также опосредованно-символическое понимание типов дистанции, как различных типов отношений, предполагающих разную степень близости .
При этом наиболее актуально для этикета противопоставление социальной и персональной дистанции , которое в некоторых работах формулируется как оппозиция «церемонного общения» и «приятельского общения» ; «отчужденно-формального общения» и «доверительно-неформального общения» .
Как отмечает В. Карасик, «общение на персональной дистанции требует искренности и допускает определенную спонтанность в проявлении желаний», между тем, «общение на социальной дистанции требует формального соблюдения приличий и сдержанности» .

За каждым из названных типов дистанции закреплен определенный арсенал языковых средств — ср. обращение на -ты, по имени, использование регуляти- вов типа дружище, приятель, мужик, мамаша, а также нового звательного падежа (пап, мам) как признак персональной дистанции и обращение на -вы и по имени-отчеству, использование регулятивов господин, молодой человек, сударыня и пр. как атрибут социальной дистанции.
При персональной дистанции на первый план выходят личностные характеристики участников ситуации, при социальной — их статусные характеристики. Обращение субъекта с партнером на социальной дистанции можно назвать статусно-релевантным: в форме такого обращения отражается оценка статуса партнера со стороны субъекта.
Понятие дистанции и статуса в разной мере актуально для разных национальных типов этикета. Так, многие исследователи выделяют коммуникативные культуры эгалитарного типа (к ним относится английская культура) и иерархического типа (например, русская культура): для первых, по сравнению со вторыми, понятие статуса и статусные различия между коммуникантами значительно менее актуальны.
Помимо этого, противопоставляются кооперативные и индивидуалистические коммуникативные культуры: для первых из них (например, для русской культуры) актуально противопоставление персональной и социальной дистанции, «своих и чужих» , тогда как для вторых (в том числе, для английской культуры) это противопоставление практически не существенно — его место занимает оппозиция «я» — «не-я». Отсюда — исключительная важность для культур второго типа тех этикетных стратегий, которые направлены на защиту «privacy» — автономности личности; см. .
Соотношение статусов участников, величина межличностной дистанции, а также характер ситуации (степень ее официальности и степень важности производимого действия), вместе взятые, определяют этикетный регистр. (См. об этом ниже).

5-11 КЛАСС

Начало инфо-уроков на тему ПАРОНИМЫ .

Инфо-урок на тему ПАРОНИМЫ ЭТИЧЕСКИЙ — ЭТИЧНЫЙ

План инфо-урока:

1.Лексическое значение паронимов этический — этичный

2.Примеры словосочетаний с паронимом этический

3.Примеры предложений с паронимом этический

4.Примеры словосочетаний с паронимом этичный

5.Примеры предложений с паронимом этичный

1.ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ПАРОНИМОВ ЭТИЧЕСКИЙ — ЭТИЧНЫЙ

ЭТИЧЕСКИЙ. 1. Относящийся к этике (науке, объектом изучения которой является мораль).

2. Соответствующий требованиям морали.

ЭТИЧНЫЙ. Допустимый с точки зрения требований этики (норм поведения).

2.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЭТИЧЕСКИЙ

1)этические теории

2)этические принципы

3)этические идеи

4)этическая концепция

5)этические ценности

6)этическая точка зрения

7)этические представления

8)этическая оценка

9)этические категории

10)этические свойства

11)этические основы врачевания

12)этические навыки

13)этический вопрос

14)этическая сторона вопроса

15)этические проблемы

16)этическое воспитание

17)этические нормы поведения

18)этический кодекс

19)этические задачи воспитания

20)этическая грамматика

21)этическая беседа

22)этические диалоги

23)этические сочинения

24)этическая информация

25)этические аспекты

26)этическая позиция

27)этическая мысль

28)этическое наполнение

29)этическая энциклопедия

30)этический кризис

3.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЭТИЧЕСКИЙ

1)Глядя на человека с какой бы то ни было точки зрения — богословской, исторической, этической, философской, — мы находим общий закон необходимости, которому он подлежит. (Л.Н.Толстой. Война и мир)

2) Хлебосольство издавна входило в этический кодекс грузинского народа. (Э. Кузнецов. Пиросмани)

4) С «Поучения» Владимира Мономаха в русской литературе начинается традиция обсуждения этических вопросов.

5) Воспитание этических норм поведения у ребенка – нравственная проблема, имеющая социальную значимость.

6) В российских школах преобладают технократические программы, низкий уровень гуманистически этического, эстетического воспитания.

7) Средневековая этика возвращается к переосмыслению содержания основных этических категорий, и прежде всего добра и зла.

8) Познание нравственно этических норм и основ является важным в развитии личности.

9) Он выступил на XV городских этических чтениях.

10) Этическое воспитание остаётся актуальным.

11) Этическая беседа является одной из форм воспитания и обучения дошкольников.

12) Этический кодекс или моральный кодекс — система правил или этических принципов, управляющих поведением членов определенного сообщества (социальной, профессиональной или этнической группы), выражающих понимание достойного поведения в соответствии с этическими принципами, моралью данного сообщества.

13) Критон, или Об обязанностях гражданина — этический диалог древнегреческого философа Платона. Диалог представляет собой разговор между Сократом и его богатым знакомым Критоном о справедливости и несправедливости, а также о подходящей реакции (ответе) на несправедливость.

14) Обсуждался проект этического кодекса Российского психологического общества.

15) В фильмах, снятых за этот период, основное место занимают морально-этические проблемы.

16) В своих театральных произведениях он описывал морально-этические конфликты.

17) В становлении диалектики огромную роль сыграл Гераклит, в постановке и глубокой разработке социально-этических проблем — Сократ. Его ученик Платон стал основоположником философской школы объективного идеализма, одним из крупнейших философов всех времен.

18) Его интересовала этическая сторона вопроса.

19) Трудолюбие считается добродетелью как с эгоистической, так и этической точки зрения.

20) С эгоистической точки зрения трудолюбие расценивается как залог жизненного успеха, а с этической — как морально необходимый вклад в благосостояние социума.

4.ПРИМЕРЫ СЛОВОСОЧЕТАНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЭТИЧНЫЙ

1)этичный поступок

2)этичное поведение

3)этичный человек

4)этичный подход

5)этичное заявление

6)этичное высказывание

7)этичное обращение

8)этичное отношение

9)социально-этичный маркетинг

5.ПРИМЕРЫ ПРЕДЛОЖЕНИЙ С ПАРОНИМОМ — ЭТИЧНЫЙ

2) Что такое — быть этичным?

3) Учащиеся приводили примеры этичных и неэтичных поступков.

4) Дети учатся этичному обращению к собеседнику.

5) Сегодня в российском обществе остро стоит вопрос об этичном поведении людей.

6) Праздник посвящен закреплению навыков этичного поведения и соблюдения правил гигиены.

7) Существует необходимость совершенствовать навыки этичного межличностного общения.

8) С детства человека учат быть этичным и чутким в межличностных отношениях

9) Каждый человек имеет свою собственную историю, включая географический, этнический, моральный, этичный, религиозный, политический, исторический её аспекты и культурную принадлежность.

10) Биоэтика – наука об этичном отношении ко всему живому, в том числе и к человеку.

11) Воспитанием вежливого, этичного отношения к окружающим должны заниматься и родители, и учителя.

12) Члены команды стараются быть этичными по отношению друг к другу.

13) С самого раннего возраста родители формируют у ребенка представление о нормах этичного поведения в отношениях с людьми и ко всему окружающему и стремление следовать им в повседневном поведении.

14) Некоторые люди в большинстве случаев не выполняют нормы и правила этичного поведения.

15) Человек отличается от других живых существ этичным поведением в личной, общественной жизни и на производстве.

16) Существует организация «Люди за этичное обращение с животными».

17) В компании стартовал проект «Этичное и экологичное производство».

18) Человек может вести этичный образ жизни и способен меняться к лучшему.

19) Наши поступки бывают хорошими или плохими, то есть этичными и неэтичными.

20) Этичный человек не может оставаться равнодушным к страданиям другого существа, даже если этот другой – животное.

Используемые источники

1.С.И.Ожегов. Словарь русского языка. М. «Русский язык» 1990

2.Е.Д.Головина. Различай слова: Трудные случаи современного русского словоупотребления. Экспресс-справочник. – Киров: Кировская областная типография. 1997.

3.Ю.А.Бельчиков, М.С.Панюшева. Словарь паронимов русского языка. М.: ООО «Издательство АСТ»; ООО «Издательство Астрель», 2004.

5.К.С.Горбачевич. Словарь синонимов русского языка. – М.: Изд-во Эксмо, 2005.

Паронимы этический и этичный

Похожие паронимы:

  1. поступок и проступок ПоСту́пок — ПроСту́пок Использование паронимических пар на примерах. Часть речи слов: существительные. Составляют гнездо пар с паронимами: поступать — проступать,…
  2. метафизический и метафизичный Метафизи́чЕский — метафизи́чНый Использование паронимических пар на примерах. Часть речи слов: прилагательные. Метафизический (филос). Относящийся к метафизике как философскому учению,…
  3. эстетический и эстетичный Эстети́чЕский — эстети́чНый Использование паронимических пар на примерах. Часть речи слов: прилагательные. Эстетический 1. Относящийся к эстетике (науке о прекрасном…
  4. отмета и отметка Отме́та — отме́тКА Использование паронимических пар на примерах. Часть речи слов: существительные. Отмета 1. Метка, сделанная рукой человека, природой (на…
  5. идеалистистический и идеалистичный ИдеалистИсти́ческий — идеалистИ́чный Использование паронимических пар на примерах. Часть речи слов: прилагательные. Идеалистистический 1. Основанный на идеализме, как философском направлении,…
  6. психологический и психологичный ПсихологИ́ческий — психологИ́чный Использование паронимических пар на примерах. Часть речи слов: прилагательные. Психологический 1. Относящийся к психологии, основанный на ней….
  7. центральный, централизованный, центристский ЦентрА́льный — центрАлизо́ванный — центрИ́стский Использование паронимических пар на примерах. Часть речи слов: прилагательные. Центральный 1. Находящийся в центре. 2….
  8. классный и классовый Кла́ссНЫй — кла́ссОвЫй Использование паронимических пар на примерах. Часть речи слов: прилагательные. Составляют гнездо пар с паронимами: классно — классово….
  9. русский и российский Ру́сСкий — Росси́йСкий Использование паронимических пар на примерах. Часть речи слов: прилагательные. Русский или российский? На странице нашего сайта даны…
  10. полис и полюс По́лИС — по́лЮС Использование паронимических пар на примерах. Часть речи слов: существительные. Полис 1. Документ, удостоверяющий заключение договоров личного или…

1. Понятие об этике и этикете

Общение, как личное, так и деловое является необходи­мой частью человеческой жизни, важнейшим видом отно­шений с другими людьми. Вечным и главным регулятором этих отношений выступают этические нормы, в которых вы­ражены наши представления о добре и зле, справедливости инесправедливости, правильности и неправильности поступ­ков людей. И каждый из нас, так или иначе, сознательно или стихийно опирается на эти представления. Но в зависимости от того, как человек понимает моральные нормы, какое содержание в них вкладывает, в какой степени он их вообщеучитывает, он может, как облегчить себе общение, сделать его более эффективным, помочь в решении поставленных задач и достижении целей, так и затруднить это общение или сделать его даже невозможным. Поэтому очень важно знать основные правила этикета.

Слово «этика» (греч. Ethikos) — касающийся нравственно­сти, выражающий нравственные убеждения.

Этика — учение о морали, в частности, о правилах и нор­мах человеческого поведения, об обязанностях людей по от­ношению друг к другу. Термин «этика» впервые употребил Аристотель, говоря о том, что мы должны делать, чтобы со­вершать правильные, нравственные поступки.

Золотое правило этики общения гласит: «Относитесь к дру­гим так, как вы хотели бы, чтобы относились к вам».

Мораль (от лат. — нравственный)— это система этических ценностей, которые признаются человеком. Мораль — важ­нейший способ регулирования общения и поведения людей в самых различных сферах общественной жизни — в семье, в быту, науке, труде и т. д. Этика, как наука о морали изучает и этикет, историю возникновения тех или иных его нор

Этикет (франц. etiquette — «ярлык», «этикетка») — это правила поведения и общения людей, принятые в данном об­ществе. Выработанные человечеством многие правила мы используем почти автоматически.

Если бы мы, общаясь ежеминутно, думали о том, как правильно поступить, мы оказались бы в положении старика, которого спросили, куда он девает бороду на ночь. Первый раз в жизни задумавшись над тем, спрятать бороду под одеяло или пустить ее поверху, бедный старик не спал всю ночь. Невоз­можно, да и не нужно постоянно думать о правилах, нужно их настолько хорошо знать, чтобы применять в общении с людь­ми, не задумываясь.

Этикет — это особая система знаков. Так, при встрече мы можем кивнуть, похлопать по плечу, обняться, расцеловаться и т. п. Все эти действия несут информацию, выражают отно­шение к тем людям, которым они адресованы. Если молодой человек встает, когда входит женщина, он выражает ей своеуважение. Похлопывание по плечу — знак фамильярного об­ращения. Этикетное значение имеют и движения головы, позы, которые принимает человек во время беседы, разгово­ра. Некоторые нормы этикета закрепились во фразеологиз­мах, например: «преклонить колени», «положа руку на серд­це», «бить поклоны», «бить челом», «бросать перчатку», «поворачиваться спиной», «красивый жест», «гладить по го­ловке».

Этикет — явление историческое. Правила поведения людей менялись с изменениями условий жизни общества, конкрет­ной социальной среды. Этикет возник в период зарождения абсолютных монархий. Придерживаться определенных пра­вил поведения, церемониала было необходимо для возвели­чивания царственных особ — императоров, королей, царей, князей, принцев, герцогов и т. п. — для закрепления иерархии внутри самого классового общества. От знания этикета, вы­полнения его правил часто зависела не только карьера, но и жизнь человека. Так было в Древнем Египте, Китае, Риме, Зо­лотой Орде. Нарушение этикета приводило к вражде между племенами, народами и даже к войнам.

Этикет всегда выполнял и выполняет определенные функ­ции. Например, разделение по чинам, сословиям, знатности, имущественному положению. Особенно строго соблюдались и соблюдаются правила этикета в странах Дальнего и Ближнего Востока.

В России в начале XVIII века стал усиленно внедряться западный этикет. На русскую почву переносились одежда, манеры и внешние формы поведения. За соблюдением этих правил боярами и дворянским сословием (особенно в сто­личных городах) постоянно и настойчиво, порой жестоко, следил сам царь Петр I. За нарушения их строго наказывали. В1709 г. он издал указ, согласно которому подлежал наказанию каждый, кто вел себя «в нарушение этикету». В дальнейшем, в царствование Елизаветы и Екатерины II, отбирались те правила этикета, которые отвечали требованиям и особенностям национальной культуры России. Россия как евразийская стра­на во многом соединяла противоположность Европы и Азии. А этих противоположностей было много не только в 18 веке, но их много и сейчас. Р. Киплинг говорил, что Запад есть Запад, Восток есть Восток, и не встретиться им никогда.

Процесс взаимного обогащения правилами поведения позволил выработать взаимоприемлемый, признаваемый в главных чертах этикет, закрепляемый в обычаях и традици­ях. Этикет стал предписывать нормы поведения на работе, на улице, в гостях, на деловых и дипломатических приемах, в театре, в общественном транспорте и т. д.

Этикет подчинен сложившейся у данного народа системе ценностей. Выполнять предписания этикета означает принимать сложившуюся систему ценностей, и наоборот. С помощью этикета можно «измерить» отношения между людьми: отношения близкие и далекие, теплые и прохладные, дружес­кие и натянутые, равные и неравные. Взаимное расположение людей в торжественной или траурной церемонии, место за столом легко получает этикетное значение и передает равенство или неравенство участников церемонии.

В России в старину самое почетное место за столом называлось «верхним», а наименее почетное — «нижним». До сих пор почетным гостям предоставляются специальные ме­ста: они садятся за столом президиума лицом к залу. Обычай собираться за круглым столом вызван стремлением подчерк­нуть равенство участников деловых встреч, симпозиумов, совещаний. Значение равенства или неравенства имеет об­щий характер и выражает также различия по полу, возрасту, служебному положению и другим характеристикам общаю­щихся. Общаясь с людьми, мы, так или иначе, оцениваем от­ношения с ними, подводим под определенный тип, регулиру­ем их — и помогают нам в этом средства этикета.

Реферат: Этика и этикет: единство и различие

Этика и этикет: единство и различие

Введение

1.История появления и развития этики

2. История развития этикета как части этики

3. Этикет: его основные требования, место в деловых отношениях

Заключение

Список литературы

Введение

«Этика» в греческом языке, «мораль» в латинском языке, «нравственность» в русском языке означают одно и то же – область знаний о регламентации отношений между людьми.

Этика, как теоретическая дисциплина, является разделом философии. Предметом исследования этой науки являются нравственность и мораль как свойства действующих индивидов, малых и больших социальных групп. Объектом этих исследований предстает человек как разумное существо, конкретные обстоятельства его бытия отходят на второй план, хотя и активно используются в этической аргументации. Предметом прикладных исследований является поведение индивидов в отдельных областях человеческой деятельности и в связи с какими-либо конкретными обстоятельствами.

Этика и этикет — понятия близкие, взаимозависимые, взаимно друг друга дополняющие. Этика, естественно, понятие намного более широкое.

Этикет — система правил поведения в общественных местах, при контактах с другими людьми. Он касается всех форм человеческого общения, но, прежде всего, конечно, общения в сфере бизнеса.

1. История появления и развития этики

Этика зарождалась в глубокой древности, в эпоху становления классового общества и разделения труда, отделения духовно-теоретической деятельности от материально-практической. Этика как разновидность духовно-теоретической деятельности отделяется от стихийно формирующегося нравственного сознания масс и становится способом теоретического рассмотрения практических и нравственных проблем, встающих перед человеком в обыденной жизни: что есть добро и зло? Как следует жить и почему? К чему следует стремиться и чего избегать? В чем состоит назначение человека и имеет ли жизнь смысл? Практические жизненные вопросы осмысливаются этикой как учением о природе добра и зла, идеала и долга, принципов и норм поведения человека, назначения и смысла его жизни. Для того, чтобы убедительно обосновать ответы на эти вопросы, этика стремилась постичь природу морали и человека, источник и содержание нравственного долженствования, сущность моральных ценностей.

Этика как бы завершает пирамиду философского знания, рассматривая ценностные и смысложизненные проблемы человеческой жизни и стремясь научить человека достойной и правильной жизни.

Таким образом, этика в развитом виде состоит из теоретической части – учения о морали, ее происхождении, сущности и функциях, и практической – нормативной этики, формулирующей цели и принципы человеческой жизни.

Этика (греч. ethika, от ethikos — касающийся нравственности, выражающий нравственные убеждения, ethos — привычка, обыкновение, нрав), философская наука, объектом изучения которой является мораль, нравственность как форма общественного сознания, как одна из важнейших сторон жизнедеятельности человека, специфическое явление общественно-исторической жизни. Этика выясняет место морали в системе других обществ, отношений, анализирует её природу и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности, теоретически обосновывает ту или иную её систему.

В особую дисциплину этика была выделена Аристотелем, который поместил её между учением о душе (психологией) и учением о государстве (политикой): базируясь на первом, она служит второму, поскольку её целью является формирование добродетельного гражданина государства. Однако вплоть до нового времени этика часто понималась как наука о природе человека, причинах и целях его действий вообще, т.е. совпадала с философской антропологией (например, у франц. просветителей, Д. Юма) или даже сливалась с натурфилософией. Этика совмещала в себе теорию бытия человека, изучение страстей и аффектов психики (души) и одновременно учение о путях достижения благой жизни (общей пользы, счастья, спасения).

Главной проблемой этики всегда был вопрос о природе и происхождении морали, однако в истории этических учений он обычно ставился в виде вопроса об основании представлений морального сознания о должном, о критерии нравственной оценки. В истории этики следует особо выделить авторитарные концепции морали, согласно которым единственным основанием её требований является некий авторитет — божественный или личный. В современной буржуазной этике проблема основания морали часто представляется вообще неразрешимой. Наконец, вопрос о природе морали в истории этики часто выступал в виде вопроса о характере самой нравственной деятельности, соотношении её с остальной повседневной жизнедеятельностью человека.

В системе категорий этики воссоздаётся структура морали как целостного общественного образования, обладающего множеством сторон и моментов. Основу такой системы составляют категории моральной деятельности, нравственных отношений и морального сознания, которые отражают три основных стороны морали — содержание предписываемых и оцениваемых нравственностью действий и их нравственной мотивации; способ регуляции этой деятельности моралью, выражающийся в совокупности обществ, связей, направляющих и контролирующих индивидуальное и коллективное поведение; наконец, идеальное отражение деятельности и отношений морали в сознании и их специфическое нравственное обоснование. Категория нравственной деятельности включает следующие моменты: структура отдельного поступка и составляющие его элементы (мотив, побуждение, намерение, выбор, решение, деяние, цели и средства, последствия), общая линия поведения индивида (в т.ч. нравственные привычки, навыки, склонности, убеждения, чувства); нормы поведения и нравы общества, составляющие в совокупности его нравственный образ жизни в целом.

Анализ структуры нравственных отношений и нравственного сознания позволяет установить соотношение таких категорий, как нравственное требование, обязанность, долг, ответственность, достоинство личности, совесть, отражающих различные формы отношения личности к обществу, а также взаимосвязь таких категорий, как норма, моральное качество, оценка, нравственный принцип, общественные и нравственные идеалы, добро и зло, справедливость, смысл жизни, назначение и счастье человека, составляющие логический каркас всякой системы морали и наполняющиеся каждый раз иным содержанием. По-разному определяя конкретные функции морали и их число, большинство исследователей считает важнейшими функциями морали регулятивную (в специфической оценочно-императивной форме), познавательно-ориентационную и воспитательную.

Практическое значение этики для решения социальных проблем современной эпохи и, в частности, проблемы формирования всесторонне развитой личности может быть реализовано только в тесном взаимодействии с другими науками — социологией, психологией, теорией обществ, воспитания, педагогикой, а также эстетикой, с которыми этика имеет ряд пограничных проблем.

2. История развития этикета как части этики

Этикетные нормы. Этикет — практическое воплощение нравственности применительно к той или иной конкретной ситуации. Этикетные нормы различны в разных культурах, но в любой культуре они жёстко предписывают одну линию поведения и запрещают иную. Эти нормы вырабатываются людьми, обладающие наибольшим авторитетом и влиянием в данной общности. Этикетные нормы выражают «моду» в нравственных отношениях и потому они наиболее подвижны и изменчивы.

Этикет имеет ярко выраженный ситуативный характер. Необходимость выбора того или иного слова, жеста или какого-либо еще этикетного знака в первую очередь обусловлена специфической ситуацией.

Этикет органически связан с моральными нормами и ценностями общества. Система моральных установок, определяющих характер общения у самых разных народов, включает набор универсальных общечеловеческих ценностей: почтительное отношение к старшим, родителям, женщинам, понятия чести и достоинства, скромность, толерантность, благожелательность.

Правила общения людей вырабатывались человечеством на протяжении тысячелетий. Со времен средневековья эти правила именуются этикетом. Этикет определяет основные формы общения — как спорить, не задевая чувств собеседника, как вести себя в обществе.

Рассматривать нормы этикета в отрыве от этических и моральных принципов невозможно. Можно точно выполнять все предписания правил поведения, но культурным человеком не быть. Л.Н. Толстой в рассказе «После бала» описывает, насколько был потрясен юноша, увидевший, как полковник, несколько часов перед этим блиставший своими манерами, варварски наказывал подчиненного.

Приветливость и учтивость отнюдь не равнозначны льстивости, угодливости. А.П. Чехов в рассказе «Смерть чиновника» описал чиновника Червякова, который на спектакле в театре имел неосторожность чихнуть и доставить тем самым неприятность сидевшему впереди него статскому генералу. Червяков после этого извинялся во время действия на сцене, в антракте, в кабинете генерала, на прием к которому специально пришел. В результате генерал выгнал его, и потрясенный чиновник, вернувшись домой, умер.

Этикет, не основанный на высоких моральных принципах, не достигает главного — уважительного отношения к людям. Слово «этикет» вошло в обиход со времен французского короля Людовика XIV. Но правила отношений между людьми определялись не только королевскими указами. На формирование этикета воздействовали обычаи и традиции разных народов, уровень развития этики и морали.

При характеристике основных черт этикета обычно подчеркивают его универсальность, возможность применять правила вежливости не только в деловом общении, но и дома, на улице и т.д. ранее этикет был в ходу при дворе правителей и при международных контактах. Юридические документы, фиксирующие правила поведения в международном общении, составляют дипломатический протокол. Он регламентирует формы официальных контактов между представителями различных государств. В протокольных церемониях отдаленных времен были отражены формы международной вежливости, которые и сегодня применяются не только в отношениях между правительствами, но и между общественными организациями, отдельными гражданами.

На основании археологических раскопок, проведенных в конце прошлого века, было установлено, например, что первый письменный договор в истории человечества был заключен между египетским фараоном Рамзесом II и королем хеттов Хаттушилем III в 1278 г. до н.э. Для подтверждения верности документу, выгравированному на серебряной плитке, на одной ее стороне король хеттов изобразил себя сидящим рядом с богом ветров, а на другой — королеву рядом с богиней солнца. Рамзес II также имел серебряную плитку с аналогичными изображениями. Обычай подготовки двух одинаковых текстов договора и обмена ими вошел с той поры в повседневную практику международного общения. Древние египтяне и другие народы Востока вели устные и письменные переговоры, принимали послов, объявляли войны и заключали перемирия, размечали границы, обменивались пленными. Эти международные действия осуществлялись в соответствии с установленными обычаями и освящались «божественными силами». Для официального общения с другими государствами стали назначаться специальные лица — послы. В древнем египетском документе — «Наставления Дуау, сына Ахтои, своему сыну Пиопи» — среди прочего есть такое упоминание: «Посланец, отправляясь в чужую страну, делает завещание в пользу детей из боязни львов и азиатов… Когда он уходит, кирпич у него за поясом» (кирпич — глиняная клинописная табличка с полномочиями посланца).

«Посольский церемониал» обставлялся с особой торжественностью. В Древней Греции покровителем послов считался бог Гермес. Он же покровительствовал путникам и купцам. Послы носили при себе специальные «жезлы Гермеса». На верхушку жезла, обвитого лавром, прикреплялись крылья птицы и два переплетенных узла. Узлы символизировали расторопность и хитрость, а крылья — маневренность и подвижность. Послам давались инструкции, написанные на двух карточках или табличках, сложенных пополам, — «дипломах».

Посланник короля Италии Беренгария (X в.) Лиутпранд так описывает церемонию приема в Византии. Перед троном царя стояло золотое дерево, на котором щебетали и порхали золотые птицы. По сторонам трона стояли золотые львы, которые били хвостами и рычали. Трон с сидящим на нем царем вдруг поднялся до потолка, а на царе уже была другая одежда.

Первый трактат о поведении «Дисциплина клерикалис», появившийся в 1204 г., был написан испанским священником Педро Альфонсо. Книга предназначалась для духовенства. Позже выходят пособия по этикету в Англии, Голландии, Франции, в германских и итальянских землях. В них фиксировались правила поведения за столом, порядок ведения бесед, приема гостей.

В средние века все чаще общаются не только дипломатические представители, но и коронованные особы, дворяне, купцы, ученые, странствующие студенты. Законодателем правил этикета в начале и середине Средних веков служила церковь, в позднее Средневековье — королевские дворы Парижа, Лондона и других европейских столиц.

В Китае императору заставляли отвешивать девятикратный земной поклон. Когда же русский посланник счел для себя это унизительным, китайский двор счел себя оскорбленным. Пренебрежительное отношение к представителям других стран имело место и в более поздние времена.

В Америке, еще находившейся под британским колониальным господством, Джордж Вашингтон написал сто десять «Правил приличного поведения», среди которых были советы: «не чешись за столом, не ковыряй вилкой в зубах, не дави блох на людях, в противном случае донельзя опрохвостишься в домах сильных мира сего».

Каждый народ вносил в развитие этикета свою специфику, свой национальный колорит. Большинство обычаев оставались национальным достоянием, но некоторые были приняты и другими народами.

Из скандинавских стран пришел принятый ныне во всем мире обычай, в соответствии с которым самое почетное место за столом предоставляют главному гостю.

С давних времен важной частью этикета стал обычай гостеприимства. В Древнем Риме его прославляли Цицерон, Тацит, Цезарь. Ишер в своей «Истории обычаев и культуры» описывает церемонию приема гостей в средневековых замках: «Страж со своего наблюдательного пункта оглашает появление чужестранца, и тут же хозяева замка начинают готовиться к приему. На почетном дворике хозяйка приветствует гостя, пока тот спешивается, помогает ему освободиться от тяжелых доспехов и дает чистую одежду. Затем гостю предлагают охлажденные напитки и готовят для него баню. В то же время остальные члены семьи подготавливают торжественную трапезу. За столом гостю предоставляют почетное место напротив хозяина замка. Жена хозяина или его старшая дочь садятся рядом с гостем, потчуют его яствами и питьем».

Таким образом, в разные исторические времена этикет изменял свои черты, нормы, значимость. Но всегда сохранял универсальные, общепризнанные формы вежливости, такта, корректности, которые имеют значение эстетичных и моральных потребностей человеческого сосуществования. Их ценность проверена временами. И в современном обществе этикет не потерял своего авторитета, более того, он приобрел вид обязательности и стал необходимостью для каждого современного человека.

3. Этикет: его основные требования, место в деловых отношениях

К сегодняшним дням сложились общепринятые основные принципы этикета, в числе которых приоритет старшего и приоритет женщины, принцип гигиены и эстетический принцип. Поведение человека должно быть красивым, вызывать чувство прекрасного.

Общие принципы культуры поведения конкретизируются основными требованиями этикета: вежливость, корректность, тактичность, деликатность, скромность, естественность поведения, точность, обязательность. Для делового человека строжайшее соблюдение этих требований — основа достижения успеха.

Вежливость — доброжелательность, приветливость. На Востоке говорят: «Приветливость — это золотой ключ, который открывает железные замки людских сердец». Деловой этикет требует от человека улыбки, в каком бы затруднительном положении он ни находился. Ведь если сам не будешь добрым, человечным, то стоит ли ожидать этого от других. Интересны данные исследования: на вопрос, какие черты человек хотел бы воспитать в себе, 46% респондентов назвали решительность и уверенность, 30% — выдержку и уравновешенность, 30% — целеустремленность и силу воли, 12% — терпимость и 10% — доброжелательность. Другим людям хотели бы добавить доброты и человечности 50% опрошенных, честности и порядочности — 30%, взаимопонимания и сочувствия — 22%, терпимости — 16%, альтруизма и щедрости — 12%. Значит, себе желают больше твердости, а окружающим — больше теплоты. Отсюда — взаимная неудовлетворенность и напряженность. Необходимо проявлять терпимость и понимание.

В сфере деловых отношений вежливость считают экономической категорией, содействующей повышению прибыли, способом сохранить хорошие отношения, что оборачивается выгодой. Дефицит вежливости создает у людей ощущение дискомфорта, раздраженности, излишней нервозности, которые по правилам этикета необходимо сдерживать. Л.Н. Толстой считал, что если человек, принятый в обществе, имеет бестактность портить удовольствие другим выражением своей скуки, то это доказывает, что он просто не на уровне той среды, в которой находится.

В предпринимательской практике часто приходится иметь дело с человеком, не заслуживающим уважения. Тогда на первый план выходит корректность, умение держать себя в рамках приличий в любых ситуациях. Грубость никогда не приносила хороших результатов. Лев Успенский отмечал, что вежливость — это великое искусство вписываться в общество, умение действовать так, чтобы давать другому все, что сам хочешь получить от него, и не причинять ему огорчений, каких сам не желаешь принять от этого другого.

В успешных деловых отношениях важно проявлять исключительное внимание к человеку, который с вами разговаривает, для него нет ничего более лестного. Дейл Карнеги подчеркивает, что для осознания такого факта незачем учиться четыре года в Гарварде.

Деловые контакты, сделки, поток текущих дел — все способно вызвать у человека нервное перенапряжение. В таком случае важно вовремя задать себе вопрос: «Что дороже — сорванный контракт, разрыв деловых связей или сдержанность?». Человек, выплескивающий свои эмоции на окружающих, живет дольше, в меньшей степени подвержен стрессам и сердечно-сосудистым заболеваниям. Поэтому психическая разрядка всегда должна найти выход, но не в форме гнева. В таких случаях рекомендуются прогулки, ходьба, физические упражнения, счет про себя, отвлечение на другие темы, не связанные с данным делом.

Деловой этикет по сравнению с бытовым более официален. Деловая вежливость обычно не приемлет заверений в расположенности собеседников друг к другу, длительных благодарностей, извинений за отнятое у человека время. Вежливость предполагает и предупредительность, готовность оказать услугу. Предупредительность не следует смешивать с подобострастием или льстивостью. Вежливый человек сгладит неловкость, поможет человеку выйти из сложной ситуации.

Особое значение имеют тактичность и деликатность. Неизменным спутником и лучшим советчиком бизнесмена должна стать именно деликатность. Деликатность — слово нерусское, но так получилось, что оно очень емко стало выражать то, что мы имеем в виду, когда говорим о чутком, тонком, даже несколько щепетильном отношении к окружающим, к их чувствам. Деликатность не должна быть излишней, превращаться в льстивость, приводить к ничем не оправданным восхвалениям. Тактичность — чувство меры, которое необходимо соблюдать в личных и служебных отношениях, способность чувствовать границу, которую нельзя переступать во взаимоотношениях с людьми. Важно учитывать духовный мир окружающих, понимать то, что у людей может вызвать негативную реакцию. Тактичный человек твердо знает, в какое время и в каком месте можно совершать те или иные действия. Л.Н. Толстой писал: «Ты можешь быть умным, ты можешь быть глупым, но тактичным ты быть обязан». Дж. Леббок, английский естествоиспытатель утверждал: «При помощи такта можно добиться успеха даже в тех случаях, когда нельзя ничего сделать при помощи силы».

Тактичность предполагает осознание того, что может доставить другому человеку неприятность или радость, это способность оценить потребности другого человека. Тактичность предполагает внимание к человеку, основанное на чувстве меры, которое появляется как итог жизненных наблюдений. Тактичный человек старается предупредить ситуации, создающие неловкость.

Чтобы воспитать в себе тактичность, важно ставить себя на место другого человека. Это требование относится и к тактике деловых отношений. «Если здесь и есть какой-либо секрет успеха, — говорил Генри Форд, — то он заключается в умении понять точку зрения другого человека и смотреть на вещи и с его, и со своей точек зрения».

Очень важное требование этикета — скромность. Признак воспитанного человека — его поведение, приспособленное к окружающей обстановке, способность скромно держаться. Она свидетельствует о цельности личности, ее разностороннем внутреннем мире, умении всегда владеть собой, что располагает к человеку, способствует эффективному решению деловых вопросов.

Важнейшее для делового этикета требование — точность и обязательность. Люди, умеющие ценить время, считают неприличными необязательность и неточность. Например, недопустимо заставлять человека ожидать более пяти минут, назначать встречу одновременно нескольким людям.

Пунктуальности и обязательности можно поучиться у японцев. Назначая встречу японцу на три часа, вы смело можете приходить без десяти минут три — он уже будет вас ждать. Можно сказать, что секрет японского процветания — именно пунктуальность и обязательность.

Пунктуальность и обязательность считаются у англичан качествами национального характера.

Человек, обещая сделать что-либо, должен быть хозяином своему слову и выполнить обещанное точно в срок. Точность и обязательность — проявление таких качеств человека, как способность анализировать обстановку, оценивать свои и чужие поступки, прогнозировать последующие действия. Деловой человек не дает пустых обещаний. Предварительно взвесив свои возможности, он лишь затем оценит степень своего участия в бизнесе. Точное соблюдение обязательств — лучшая черта делового человека.

При работе с западными бизнесменами наши предприниматели поражаются их стремлению выполнять свои обязательства аккуратно и в срок, способности держать свое слово. При решении многих вопросов обычно не берутся квитанции, справки, расписки и другие письменные документы. Предпочитается доверие.

Для Бенджамина Франклина идеалом добропорядочности был человек, «заслуживающий кредита». Кодекс правил приличия бизнесмена «В срок и полностью выплачивать свои долги». Если человек что-то обещает, заранее зная, что он этого не выполнит, т.е. не собираясь сдержать свое слово, он теряет доверие к себе, снижается прочность деловых отношений. Если стали известны обстоятельства, которые затрудняют выполнение взятых обязательств, следует сразу поставить в известность того, кому это обязательство дано, а не тянуть. Таким образом вы даете возможность своему партнеру вовремя подыскать другие пути решения возникшей проблемы.

Этот же подход относится и ко времени прибытия на назначенные встречи, беседы, совещания и т. п. Чем более официальный характер имеет встреча и чем больше число принимающих в ней участие, тем более точными обязаны быть ее участники. Совещания или лекция должны начинаться точно в указанное время. Это же относится и к встрече деловых партнеров.

В гости также следует приходить вовремя, однако здесь лучше задержаться, чем придти раньше. В то же время более чем получасовая задержка приглашенных в гости неприлична и может рассматриваться как неуважение к хозяевам или виновникам торжества. Приходить следует всегда вовремя. Это позволит сберечь свое и чужое время и укрепить репутацию, сформирует мнение о партнере как человеке обязательном, на которого можно положиться. В компаниях, банках и организациях обычно ценят наличие чувства собственного достоинства, деловитость, собранность, умение контролировать эмоции. Общаются в сдержанной манере, профессионально.

По тому, как организованы взаимоотношения, как одеваются и ведут себя деловые люди, следует судить об их интеллектуальных и профессиональных качествах, о статусе учреждения или фирмы, в которой они работают. В этих деталях, бросающихся в глаза посетителям и клиентам, проявляется «деловой стиль», элементы этики, корпоративной культуры и этикета, возникающих сейчас в России.

В нашей деловой сфере весьма важно придерживаться норм служебной субординации, основанной на обязательном подчинении младших старшим, правилах служебной дисциплины и разграничения профессиональных полномочий. Четкая координация взаимодействий обеспечивает тонкую чувствительность и быстрый ответ.

Субординация предполагает: власть и подчинение, исполнительность, контроль, координацию своих действий с действиями других сотрудников аналогичного уровня, запрет на действия подчиненного, минуя своего непосредственного руководителя, обозначение «рамок компетентности» в принятии управленческих решений, четкую фиксацию служебных прав и обязанностей.

Но в этом есть и отрицательная сторона. Люди работают годами, общаясь только на деловой основе, практически не знают друг друга лично. Здесь нет возможности проявить свою индивидуальность. Система нивелирует личности работников. Не принято, скажем, просто пошутить или проявить личное отношение, как во взаимоотношениях с коллегами, и особенно перед руководителем выше тебя по рангу. Нельзя пойти против воли начальства.

Особое значение в последнее время приобретает организация деловых контактов. В соответствии с общепринятой практикой, прежде чем начать пребывание в городе, гости наносят визит вежливости в организацию, их принимающую, или лицу, от имени которого было отправлено приглашение.

Весьма невежливо, если гостям приходится самим разыскивать нужный кабинет, блуждать по коридорам и спрашивать встречных о том, как пройти к тому или иному лицу.

Таким образом, знание и выполнение оптимальных моделей поведения в конкретных, предварительно известных, ситуацияхотношений людей, то есть выполнение этикета, является неотъемлемой частью культуры моральногообщения, в целом моральной культуры современной личности. Этикет, с одной стороны, облегчаетобщение и взаимопонимание между людьми, с другого — сохраняет достоинство каждой личности, способствует гуманизации человеческих отношений. Моральное содержание этикета было обусловлено соответствием и соотношением внешних норм этикета и содержания морального сознания общества и личности. Имеется в виду то, что внешние правила поведения и общения базируются, прежде всего, на моральных принципах. Самым главным из них есть «золотое правило» нравственности — обращаться с другими так, как ты желал бы, чтоб они обращались с тобой. Важными принципами этикета является также приоритет старшего, приоритет женщины. Довершают этикет принцип гигиенической и принцип эстетичности.

Этикет современного общества — это, главным образом, форма отношений людей в повседневной жизни. Это своеобразный вид соглашения между людьми о том, что принято и является правильным в отношениях в конкретно-историческом обществе. Его выполнение способствует нормализации человеческих отношений.

Человеческая жизнь, деятельность разнообразные, многоплановые, что обусловлено индивидуальностью каждого человека, который создает свою жизнь. И поэтому, наверно, нельзя охватить правилами этикета все виды и условия осуществления человеческой жизни. Но осознание типичности сфер общественной жизни и определенных ситуаций дало возможность выделить и сгруппировать эти нормы. Так, например, существуют правила поведения в общественных местах; служебный этикет; этикет знакомства, приветствия, прощания; этикет разных видов общения; правила приема, посещение гостей, поведения за столом; этикет отношений между людьми разного возраста, пола, социального статуса, семейный этикет. В каждой ситуации необходимо применять определенные нормы и правила. В целом же, этикет был оправдан единственным моральным содержанием и своим смыслом.

Появление этики было обусловлено необходимыми факторами развития человечества. Этика включала в себя целый ряд проблем философского плана, связанных с бытием человека. Этическими нормами являются понятия нравственности и морали. Этикет является частью этики.

Важность и необходимость этикета для каждого современного человека стала результатом развития и совершенствования человеческих отношений в течение многих веков, а также осознание человечеством значимости каждой отдельной личности и необходимости для нее сосуществовать с себе подобными. Этикет определяет ситуативные нормы поведения людей. Несмотря на то, что в каждом веке он претерпевал изменения, его основополагающие принципы остаются неизменными в течение многих веков.

Список литературы

1. Кондрашев В.А., Чичина Е.А. Этика: История и теория. Р н/Д: Феникс, 2004. – 544с.

2. Очерк истории этики. М., 1969

3. Шварцман К.А., Теоретические проблемы этики, М., 1969.

4. Некрасов А.И. Этика: Учебное пособие. – Х.: ООО «Одиссей»,2003. – 400с.

5. Скрипник А.П. Этика. Учебник. – М.: Проект,2004. – 352с.

6. Етика. Навчальний посібн. / За ред. проф. В.О.Лозового. — К. ЮрІнком Інтер, 2002. — 224с.

7. Уткин Э.А. Этика бизнеса. Учебник для вузов. — М.: Издательство «Зерцало», 2000. — 256с.

8. Столяренко Л.Д. Психология и этика деловых отношений. Р.н/Д.: «Феникс», 2003. — 512с.

Разница между этикой и эстетикой

Этика и эстетика – области философского знания, между которыми существует определенная взаимосвязь. Но что вкладывается в каждое из понятий, и чем отличается этика от эстетики? Попытаемся в этом разобраться.

Определение

Этика – учение о морали, регламентирующей достойные и недостойные человеческие проявления, и нравственности – практической реализации взаимоотношений, рассматриваемых с позиции добра и зла.

Эстетика – наука, исследующая сущность и проявления прекрасного в разных сферах жизни, а также чувственное восприятие человеком действительности, которое способствует познанию мира согласно законам красоты и гармонии.

Сравнение

Если соотнести каждое из понятий с определенной сферой духовного мира человека, то этике будет соответствовать воля, а эстетике – чувства. Чтобы лучше разобраться, в чем состоит отличие этики от эстетики, обратимся к ключевым моментам, характеризующим эти области знания.

Так, для этики основополагающими терминами являются: мораль, нравственность, нормы поведения, добро и зло. Данное учение выдвигает принципы, руководствуясь которыми люди имеют возможность не только мирно сосуществовать, но и делать общение приятным и результативным. Этика гласит: «К другим следует относиться так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе».

Реклама

Этические нормы призывают придерживаться во всем чувства меры, проявлять благоразумие, не нарушать заведенный порядок. Задача этики – заложить в человеке важные нравственные ценности и научить его самостоятельно находить правильные решения в следующих одна за другой жизненных ситуациях.

Слова, относящиеся к эстетике: красота, гармония, чувственность, искусство. Учение представляет человека как существо, способное через чувства постичь прекрасное и мир целиком. Мудрость хранится даже в предметах и явлениях, не приносящих практическую пользу. Многое можно открыть для себя, к примеру, просто созерцая красивый цветок или закат на исходе дня.

Фундаментальным компонентом эстетики считается искусство. Человек – это еще и носитель творческого потенциала. Познавая явления действительности, он способен отражать их с помощью разных художественных средств. Произведения искусства помогают людям понять истины бытия.

В чем разница между этикой и эстетикой? Этика раскрывает принципы комфортного проживания людей в обществе друг друга, помогает разглядеть и развить в себе лучшие качества. Эстетика формирует художественный вкус, учит видеть и творить красоту. В совокупности две науки существуют для того, чтобы способствовать достижению гармонии как во внутреннем мире каждого человека, так и в обществе в целом.

И этика, и этикет нужны для того, чтобы взаимодействие людей в обществе было наиболее комфортным и гармоничным. Но, несмотря на схожесть звучания названий, эти понятия различаются по своему содержанию.

Этика – это учение, объектами исследования которого являются мораль и нравственность. Этические нормы регулируют поведение человека в быту и труде. Ими люди руководствуются в своих семейных, коллективных, международных отношениях, а также при общении с природой.

Этикет – свод правил, которые принято соблюдать в различных ситуациях общения с окружающими. Содержание норм этикета во многом зависит от конкретной эпохи и сформировавшейся культурной среды.

Каждая из обсуждаемых категорий находит свое выражение в поступках людей, их повседневном поведении, высказываемых мнениях. Но отличие этики от этикета состоит в том, что первое понятие включает в себя внутренний, нравственно-мотивационный аспект личности, а второе связано с характеристиками человека, всегда доступными для внешнего наблюдения.

Реклама

Термин «этика» имеет гораздо более глубокое содержание. В этой дисциплине сосуществуют два направления. Теоретическое познает происхождение и природу морали, а также выясняет ее роль в системе человеческих отношений. Практическое – описывает, каким должно быть достойное поведение, и прививает умение разумно поступать в жизненных ситуациях.

Этика оперирует такими важными понятиями, как милосердие, честность, долг, солидарность, дружба, справедливость и прочее. Она изучает критерии добра и зла, размышляет о смысле жизни, исследует проблему совмещения должного с желаемым. Этика локализуется в духовном мире человека и отвечает за формирование мотивов, постановку целей и выбор методов их достижения. Этические нормы лежат в основе нравственности личности, и собранные воедино, они представляют собой совесть человека.

В чем разница между этикой и этикетом? В том, что этика преследует цель воспитать в человеке добродетели. Этикет же прививает умение быть вежливым и учтивым в отношениях с окружающими, учит соблюдению правил хорошего тона. Нормы этикета касаются того, как человек одет, какими манерами он обладает, насколько хорошо умет создать нужный эмоциональный фон при общении. Иными словами, этикет регламентирует внешнюю сторону жизни и зачастую намеренно демонстрируется.

Дополнить сказанное можно тем, что гармоничным образ человека является только в том случае, если его внешняя культура опирается на высокие духовные качества. Недопустимо обладать отменными манерами и совершать при этом безнравственные поступки. Главное – не внешний лоск, а подлинная воспитанность и благородство души.

Для многих понятия этики и этикета тождественны. Действительно, они довольно близки по смыслу и являются неотъемлемой частью сферы взаимодействия между людьми, подразумевают нормы и правила, без которых невозможны гармония и комфорт в обществе. Но различия между этими терминами всё же есть и в чём они необходимо знать каждому.

Этика

Понятие этики подразумевает науку, целью изучения которой являются нормы морали и нравственности. Термин, обозначающий сегодня одну из философских дисциплин, впервые употребил Аристотель.

Первоначально под этикой подразумевалось учение о душе и природе человека. Его целью было понять причины человеческих поступков и сформировать нормы, следование которым поможет достичь некоего идеала.

С течением времени эта наука сосредоточилась на основных проблемах — изучении того, что является правильным и неправильным, допустимым или неприемлемым в поведении человека и его взаимодействии с другими людьми во всех сферах жизни и окружающим миром.

Теоретической задачей этой науки является изучение понятия морали и её принципов, а практическое направление помогает определиться с тем, каким должно быть достойное поведение и учит принятию правильных и разумных решений в любых жизненных ситуациях.

Сущность основных категорий, изучаемых наукой — морали и нравственности до сих пор вызывает споры.

Справка! Общепринятой сегодня является концепция, которая под моралью понимает принятую в обществе систему норм и принципов достойного образа жизни. Нравственность же считается субъективным понятием, подразумевающим способ индивидуального саморегулирования, в основе которого лежит свободная воля человека.

Мораль характерна для определённого общества и им же поддерживается. Под нравственностью подразумеваются внутренние убеждения индивидуума, которые контролируются его совестью. Человек должен сам достичь некоего уровня, чтобы определять для себя, что допустимо и приемлемо, а что нет.

Этикет

Под этикетом понимают свод правил, регулирующих поведение в обществе и определяющих, какие действия являются допустимыми в той или иной жизненной ситуации.

Эти нормы не являются принудительными, а носят рекомендательный характер, различны для каждой эпохи и формируются под влиянием сложившейся культурной среды. Но несмотря на неофициальность правил, их несоблюдение приводят к негативной реакции общества и ухудшает положение человека в нём.

Этикет, в зависимости от сферы, в которой применяются нормы поведения, может быть служебным, светским, дипломатическим, общегражданским, военным.

Что общего между этикой и этикетом

Каждое из этих двух понятий подразумевает свод неких правил и законов, регламентирующих взаимодействие людей в социуме, их отношение друг к другу и к окружающему миру.

Этикет часто рассматривают как подраздел практического направления этики — т. е. той её части, которая изучает способы и проблемы применения моральных догм в повседневной жизни.

Оба этих понятия находят отражение в поступках человека, его поведении и реакции общества на них.

В чём отличие этики от этикета

Несмотря на некоторые сходство понятий, которое определяет их взаимосвязь, этика и изучаемые ею нормы, имеют более глубокое значение в сравнении с правилами этикета.

В рамках этики, как науки, изучаются фундаментальные вопросы, такие как добро и зло, проблема нравственного выбора и ответственности за него. Её нормы формируют моральные качества конкретного человека, которые являются основой его совести. Значение некоторых из них настолько велико, что они зафиксированы в нормативных документах и защищаются законодательно.

Этикет подразумевает формальное следование сложившимся правилам поведения — это внешние действия человека, вызванные необходимостью казаться вежливым. Они никак не связаны с его внутренним, душевным состоянием.

Человека, который пренебрёг правилами этикета, могут назвать плохо воспитанным или некультурным. Нарушение этических норм не только вызывает более негативную реакцию со стороны общества, но и сурово наказывается.

Этика и этикет

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *